Святки — время от Рождества до Крещения

На святки славили Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга Итак, Святки обычно делились на три главных праздника — это Рождество, Старый Новый год и Крещение. Этот период люди проводили очень весело и радостно, не обходилось, конечно, и без девчачьих гаданий на суженного и на будущее, устраивались гулянья и посиделки. "Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали..." – кто не помнит строки этого прекрасного произведения Василия Жуковского? А кто из нас ни разу не "баловался" гаданиями, чтобы хоть на чуть-чуть заглянуть в свое будущее? Кстати, говорят, что именно в святочные и крещенские вечера гадания самые правдивые. Как раз сейчас и наступают эти чудесные дни. Чтобы дать читателю представление об этих "святочных" рассказах, являющихся плодом народной фантазии, приведем рассказ крестьянки Евфросиньи Рябых, записанный в Орловском уезде. "Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать - страх хотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот стала я ложиться сдать, положила гребенку под головушку и сказала: "Суженый ряженый, приди ко мне мою косу расчесать". Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал, да как зацепит гребенкой за косу, да как дернет - ажио у меня голова затрещала. Я как закричу... Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: "Чего ты, Апрось, закричала?" Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери - не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать - лупцует да приговаривает: "Не загадывай каких не надо загадок, не призывай чертей". Мать бросилась было отнимать - и матери досталось через меня. Легла я после того на постелю, дрожу вся, как осиновый лист, и реву потихоньку: испужалась, да и отец больно прибил. А утром только я поднялась вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей наземь - вся земь усыпана моими висками. Вот как "он" меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось - всю почти суженый выдернул".

Комментарии

Популярные сообщения